День моряка-подводника

 

 День моряка-подводника - 19 марта.

 

  

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник подводники в нашей стране отмечают по приказу главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации, начиная с 1996 года. Задолго до этого еще в 1906 году на Руси появился новый разряд кораблей, который представлял собой именно подводные лодки, включенные в классификацию военных судов указом императора Николая II. На основании того же указа в состав военного флота было включено 10 подводных лодок. Именно тот мартовский день в 1906 году (6 марта по старому стилю) считается днем рождения подводных лодок, как самостоятельного класса боевых кораблей русского флота.

 

Когда в 1906 году была изменена официальная классификация кораблей российского Императорского флота (установленная в 1891 году), подводные лодки отнесли к кораблям III – IV ранга, и они перестали именоваться миноносцами.

 

Первые подводные лодки

 

Сама мысль о том, что военные корабли могут также перемещаться и под водой, многократно обсуждалась как в военных, так и в правительственных кругах России в течение долгого времени. Изобретателями предлагались самые разные проекты, некоторые из которых были реализованы. Самое первое упоминание о подводных лодках относится к 1718 году, когда говорилось о «потаенном судне» Ефима Никонова.

 

Начало 1880-х годов было ознаменовано строительством 50 подводных кораблей. Спроектировал эти подводные лодки Степан Джевецкий, они двигались за счет мускульной силы гребцов и были предназначены для защиты приморских крепостей.

 

Уже в самом начале ХХ века всерьез поверив в силу подводного флота Морское ведомство России, официально одобрило комиссию по проектированию полуподводных судов. Тогда и был разработан проект «Дельфин». Именно так называлась самая первая настоящая подводная лодка. Ее построили в 1904 году на Балтийском заводе и приняли в состав флота в октябре 1903 года, дав имя «Миноносец №150».

 

Еще до 1900 года в России построили более чем 60 подводных лодок, которые были предназначены для крепления мин к неподвижно стоящим на якоре кораблям противника. Однако эти подлодки назвать боевым оружием можно было с большой натяжкой, они имели слишком низкую скорость, не могли ориентироваться под водой и с трудом двигались назначенным курсом и на нужной глубине.

 

Первые военные действия подводных лодок

 

На момент своего первого участия в боевых действия подводные лодки, являясь новым классом военных кораблей, еще не были официально признаны. Однако их триумфальное появление в русско-японской войне заставило противника дрогнуть.

 

Первая бригада подводных лодок в России была сформирована в 1911 году, она базировалась в Либаве и входила в состав Балтийского флота. В состав базы входило 11 подводных лодок и две плавучие базы «Хабаровск» и «Европа».

 

На начало Первой мировой войны российский военно-морской флот насчитывал 22 боеспособные подлодки, 24 лодки находились в процессе производства. Бригады, отряды и дивизионы подлодок базировались не только на Балтике, но и в Тихом океане, а также на Черном море.

 

 

 

 Подводные лодки широко использовались во время Первой мировой войны (в 1914—1918 гг.), к окончанию которой они стали уже окончательно сформировавшимся самостоятельным родом сил ВМФ, который был способен решать не только тактические, но и некоторые задачи оперативного характера.

 

 

Когда гражданская война окончилась, состояние подводного флота Советской России оставляло желать лучшего. Тогда возрождение советского подводного флота началось с восстановления тех кораблей, которые остались от царского флота.

 

Период с 1930 по 1939 г. был для флота Советского Союза знаменателен активным строительством подводных лодок. За это время флот получил в свое распоряжение 60 малых, 80 средних и 20 больших подводных лодок, а также 20 противоминных подводных заградителей.

 

 

К моменту начала Второй мировой войны в состав четырех флотов входило 212 подводных лодок. Эти подлодки составляли группы, бригады и дивизионы. Руководил ими командующий флотом, а повседневной и непосредственной боевой деятельностью командовал подводный отдел флота. Задачи для боевых действий подлодок ставились на военном совете флота. За годы Великой Отечественной войны, благодаря действиям советских субмарин, фашистами было потеряно 35 % морских транспортов и боевых кораблей.

 

Перелом в строительстве подводных лодок

 

Первая атомная подводная лодка в мире была построена на верфи Гротона в штате Коннектикут и сошла на воду 21 января 1954 г.

 

Переломными для советского Морфлота стали также 50-е годы, когда произошло внедрение в конструкцию подводных лодок ядерных энергетических установок, благодаря которым они обрели, по сути, неограниченную автономность плавания.

 

Уже в 1961 г. российский флот обладал девятью атомными подводными лодками, из которых 4 были ракетными, а 5 – торпедными. А всего в нашей стране было построено 243 атомные подлодки различных классов, а также более чем тысяча дизельных подводных лодок.

 

А сегодняшний день Военно-Морской Флот России располагает группировкой атомных подводных крейсеров, которые снабжены крылатыми ракетами. В состав этой группировки входят подводные лодки (проект 949а), которые вооружены ракетами типа «Гранит». К возможностям этой группировки относится способность эффективно решать задачи по поражению группировок надводных целей, а также авианосных соединений.

 

Состав современного подводного флота страны

 

После 1990 года объемы и темпы строительства подводных лодок значительно снизились. И на сегодняшний день значительно сократился состав подводных сил ВМФ России. Так к началу 2009 года в распоряжении флота было всего 60 подлодок различного типа, среди которых 10 – стратегических атомных подводных лодок, более чем 30 подлодок – многоцелевые атомные, остальные относятся к дизельным и подводным лодкам специального назначения. В настоящее время идет строительство новых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, а также многоцелевых подводных лодок, которые смогут в будущем пополнить состав подводных сил ВМФ.

 

Подводными лодками был пройден длительный путь развития от того момента, когда они стали самостоятельным классом кораблей в 1906 году и до сегодняшнего дня, когда именно подводные лодки являются основой боевой мощи всего российского флота. Кроме того, подводные ракетные крейсеры, имеющие стратегическое назначение, входят в состав Морских ядерных сил стратегического значения и составляют основу безопасности Российской Федерации в целом.

 

Свой профессиональный праздник – День моряка-подводника – 19 марта отмечают как сами военные, так и создатели подводных лодок, которые трудятся в проектных организациях, а также на судостроительных и судоремонтных заводах.