День моряка-подводника
19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Этот
профессиональный праздник подводники в нашей стране отмечают по приказу
главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации, начиная с 1996
года. Задолго до этого еще в 1906 году на Руси появился новый разряд кораблей,
который представлял собой именно подводные лодки, включенные в классификацию
военных судов указом императора Николая II. На основании того же указа в состав
военного флота было включено 10 подводных лодок. Именно тот мартовский день в
1906 году (6 марта по старому стилю) считается днем рождения подводных лодок,
как самостоятельного класса боевых кораблей русского флота.
Когда в 1906 году была изменена официальная классификация
кораблей российского Императорского флота (установленная в 1891 году),
подводные лодки отнесли к кораблям III – IV ранга, и они перестали именоваться
миноносцами.
Первые подводные лодки
Сама мысль о том, что военные корабли могут также
перемещаться и под водой, многократно обсуждалась как в военных, так и в
правительственных кругах России в течение долгого времени. Изобретателями
предлагались самые разные проекты, некоторые из которых были реализованы. Самое
первое упоминание о подводных лодках относится к 1718 году, когда говорилось о
«потаенном судне» Ефима Никонова.
Начало 1880-х годов было ознаменовано строительством 50
подводных кораблей. Спроектировал эти подводные лодки Степан Джевецкий, они
двигались за счет мускульной силы гребцов и были предназначены для защиты
приморских крепостей.
Уже в самом начале ХХ века всерьез поверив в силу подводного
флота Морское ведомство России, официально одобрило комиссию по проектированию
полуподводных судов. Тогда и был разработан проект «Дельфин». Именно так
называлась самая первая настоящая подводная лодка. Ее построили в 1904 году на
Балтийском заводе и приняли в состав флота в октябре 1903 года, дав имя
«Миноносец №150».
Еще до 1900 года в России построили более чем 60 подводных
лодок, которые были предназначены для крепления мин к неподвижно стоящим на
якоре кораблям противника. Однако эти подлодки назвать боевым оружием можно
было с большой натяжкой, они имели слишком низкую скорость, не могли
ориентироваться под водой и с трудом двигались назначенным курсом и на нужной
глубине.
Первые военные действия подводных лодок
На момент своего первого участия в боевых действия подводные
лодки, являясь новым классом военных кораблей, еще не были официально признаны.
Однако их триумфальное появление в русско-японской войне заставило противника
дрогнуть.
Первая бригада подводных лодок в России была сформирована в
1911 году, она базировалась в Либаве и входила в состав Балтийского флота. В
состав базы входило 11 подводных лодок и две плавучие базы «Хабаровск» и
«Европа».
На начало Первой мировой войны российский военно-морской
флот насчитывал 22 боеспособные подлодки, 24 лодки находились в процессе
производства. Бригады, отряды и дивизионы подлодок базировались не только на
Балтике, но и в Тихом океане, а также на Черном море.
Подводные лодки
широко использовались во время Первой мировой войны (в 1914—1918 гг.), к
окончанию которой они стали уже окончательно сформировавшимся самостоятельным
родом сил ВМФ, который был способен решать не только тактические, но и
некоторые задачи оперативного характера.
Когда гражданская война окончилась, состояние подводного
флота Советской России оставляло желать лучшего. Тогда возрождение советского
подводного флота началось с восстановления тех кораблей, которые остались от
царского флота.
Период с 1930 по 1939 г. был для флота Советского Союза
знаменателен активным строительством подводных лодок. За это время флот получил
в свое распоряжение 60 малых, 80 средних и 20 больших подводных лодок, а также
20 противоминных подводных заградителей.
К моменту начала Второй мировой войны в состав четырех
флотов входило 212 подводных лодок. Эти подлодки составляли группы, бригады и
дивизионы. Руководил ими командующий флотом, а повседневной и непосредственной
боевой деятельностью командовал подводный отдел флота. Задачи для боевых
действий подлодок ставились на военном совете флота. За годы Великой
Отечественной войны, благодаря действиям советских субмарин, фашистами было
потеряно 35 % морских транспортов и боевых кораблей.
Перелом в строительстве подводных лодок
Первая атомная подводная лодка в мире была построена на
верфи Гротона в штате Коннектикут и сошла на воду 21 января 1954 г.
Переломными для советского Морфлота стали также 50-е годы,
когда произошло внедрение в конструкцию подводных лодок ядерных энергетических
установок, благодаря которым они обрели, по сути, неограниченную автономность
плавания.
Уже в 1961 г. российский флот обладал девятью атомными
подводными лодками, из которых 4 были ракетными, а 5 – торпедными. А всего в
нашей стране было построено 243 атомные подлодки различных классов, а также
более чем тысяча дизельных подводных лодок.
А сегодняшний день Военно-Морской Флот России располагает
группировкой атомных подводных крейсеров, которые снабжены крылатыми ракетами.
В состав этой группировки входят подводные лодки (проект 949а), которые
вооружены ракетами типа «Гранит». К возможностям этой группировки относится
способность эффективно решать задачи по поражению группировок надводных целей,
а также авианосных соединений.
Состав современного подводного флота страны
После 1990 года объемы и темпы строительства подводных лодок
значительно снизились. И на сегодняшний день значительно сократился состав
подводных сил ВМФ России. Так к началу 2009 года в распоряжении флота было
всего 60 подлодок различного типа, среди которых 10 – стратегических атомных
подводных лодок, более чем 30 подлодок – многоцелевые атомные, остальные
относятся к дизельным и подводным лодкам специального назначения. В настоящее
время идет строительство новых подводных ракетных крейсеров стратегического
назначения, а также многоцелевых подводных лодок, которые смогут в будущем
пополнить состав подводных сил ВМФ.
Подводными лодками был пройден длительный путь развития от
того момента, когда они стали самостоятельным классом кораблей в 1906 году и до
сегодняшнего дня, когда именно подводные лодки являются основой боевой мощи
всего российского флота. Кроме того, подводные ракетные крейсеры, имеющие
стратегическое назначение, входят в состав Морских ядерных сил стратегического
значения и составляют основу безопасности Российской Федерации в целом.
Свой профессиональный праздник – День моряка-подводника – 19
марта отмечают как сами военные, так и создатели подводных лодок, которые
трудятся в проектных организациях, а также на судостроительных и судоремонтных
заводах.